Скитальцев Е.Н. «На промысле». 1965 г. Холст, масло. 184х91

Евгений Николаевич Скитальцев (1918 – 1983) – советский живописец-маринист, штурман дальнего плавания, жил и работал в Калининграде. В 1932 году Е.Н. Скитальцев окончил Харьковский художественный институт Украинской ССР. В Калининград приехал в конце 40-х годов, с 1951 года – член калининградского Союза советских художников. В 1952-1960, 1963-1964, 1965-1967 гг. был председателем правления калининградского Союза советских художников. В 1956 г. избран делегатом I Всесоюзного съезда советских художников от калининградской организации. Был активным организатором и участником областных художественных выставок, его работы экспонировались на персональных, областных, республиканских и союзных выставках художников-маринистов.Произведения Е.Н. Скитальцева хранятся в фондах Калининградского историко-художественного музея и в частных коллекциях.Пейзаж «На промысле» представляет собой характерный для творчества Е.Н. Скитальцева сюжет: рыболовецкое судно, ранним утром бороздящее неспокойные морские воды. Композиция произведения смещена вправо, таким образом, главный «персонаж» картины – рыболовецкий траулер, – оказывается на втором плане, в то время, как большая часть первого плана открыта мастерскому изображению перекатывающихся морских волн. Колорит картины выстроен на сочетании глубоких синих, лиловых, голубых и серых тонов.Произведение имеет авторскую сигнатуру: «Скитальцев 65».Судно, изображённое на картине – большой морозильный рыболовный траулер (БМРТ) «Казань», предназначенный для лова рыбы кормовым тралом и последующей её переработки. «Казань» была построена в 1957 году на судоверфи «Kieler Howaldtswerke» (ФРГ, г. Киль/Dietrichsdorf), имело портом приписки г. Калининград. С 1954 по 1957 гг. на Кильских верфях для СССР было построено 24 рыболовецких теплохода подобного типа («Пушкин», «Гоголь», «Свердловск», «Хабаровск», «Мурманск», «Ульяновск», «Витебск» и др.). «Казань» в этой серии стала последним судном. Траулер имел неограниченный район плавания, дальность — 16000 миль, скорость – 12,5 морских узлов, рейсовая автономность «Казани» составляла 65 — 80 суток, длина корпуса — 84,87 м, а его ширина — 13,42 м, высота борта равнялась 7,35 м. Экипаж и обслуживающий персонал «Казани» насчитывал 105 человек. Интересным фактом из «жизни» «Казани» стал совершённый траулером в 1957 году первый рейс в экваториальную Атлантику, в ходе которого была собрана уникальная коллекция экзотических рыб для Калининградского музея АтлантНиро. Отслужив советскому рыболовному хозяйству 26 лет и награждённая Орденом Трудового Красного Знамени «Казань» была утилизирована в г. Специя (Италия) в 1983 году.

БМРТ «Казань». 1960-е гг.
БМРТ «Казань» на Фарерских островах.