Картина «Купающиеся нимфы» всегда мне очень нравилась. Мастерски написанный пейзаж, тонкая проработка деталей превращали рассматривание этого произведения в настоящее наслаждение. Первоначальная сохранность картины оставляла желать лучшего – сильно обветшал старый холст, потемнели краски и картину отреставрировали: перенесли на новую основу или, как говорят реставраторы, «дублировали», а также очистили от потемневшего лака светлую авторскую живопись. Однако, имя автора выяснить не удалось. Никаких намёков и на сюжет. Загадочным диссонансом виделся побег этих пышных, закрывающихся на ходу накидками дам и абсолютно идиллического, спокойного лесного пейзажа. Что хотел сказать художник? Неизвестно. Начались поиски, в результате которых в антикварном доме в Германии был обнаружен небольшой эскиз, исполненный на деревянной панели и изображавший в точности таких же убегающих посреди лесного пейзажа дам! Вплоть до расположения самых мелких деталей и, конечно, же творческой манеры, всё было идентичным картине из моей коллекции. Был известен и автор эскиза – венгерско-итальянский живописец Марко Кароли Старший, активно работавший в первой половине XIX века в Италии и Венгрии, для последней, к тому же ставший первым национальным художником-пейзажистом. Правда, по какому поводу Кароли исполнил этот сюжет так и осталось невыясненным. Однако, именно обретённый эскиз помог ответить на давно мучавшие меня вопросы: кто эти дамы и от кого так стремительно убегают? Дамы оказались купавшимися в источнике нимфами – греческими божествами лесов, полей и рек. А вот бегством они спасаются от большой собаки, лохматая голова которой видна высунувшейся среди кустов, куда и направлены испуганные взоры нимф, вынужденных прервать своё купание. Интересно, что на холсте этой детали – собаки уже нет, видимо, исполняя картину, автор захотел сделать причину бегства нимф абсолютной загадкой…