Акварельный лист «Старик» кисти академиста и романтика Константина Маковского я впервые увидел в Берлине. Конечно, имя знаменитого мастера не могло не заинтересовать меня. Но даже большее моё внимание привлёк сам образ – старичок из старинных времён, скромный, «ломающий» шапку в руках, словно из русской сказки. Произведение поражало мастерским исполнением: написано тонко и настолько легко, что начинает казаться, будто писать акварелью – это очень просто! Вовсе нет: акварель – это довольно «капризная» техника, не терпящая ошибок автора. Например, чуть больше воды на палитру добавил – всё растеклось по бумаге, рисунок потерялся, а если меньше – нужного художественного эффекта можно не достичь и вновь загубить всю работу. А когда смотришь на этот портрет типичного русского крестьянина XVII-XVIII веков, созданный гением Маковского, осознаёшь насколько непревзойдённым виртуозом был этот художник. Почему же автора заинтересовала тема русской старины? К тому же образ человека из народа? Ответ на этот вопрос можно найти в творческой биографии самого Константина Маковского. Он был учеником Петербургской академии художеств и, согласно, тогдашней традиции, воспитывался на наследии величайших художников зарубежья, создавая картины на темы мифологии и античной истории. Со временем мастер понимает, что русское искусство должно иметь свои собственные сюжеты, к тому же они есть: отечественная история, фольклор, в конце концов, современная Маковскому русская жизнь также достойна быть увековеченной кистью художника! Однако, переубедить руководство академии художеств молодой мастер оказался бессильным. Потому, вскоре, он покинул стены учебного заведения, став одним из основателей первого русского выставочного общества под названием «Товарищество художественных передвижных выставок». Целью объединения было знакомство русского зрителя с национальной историей, культурой, проблемами общества, а средством такого знакомства стали картины и скульптуры, выполненные настоящими мастерами своего дела. Так, постепенно, мода на «всё русское» укореняется не только в нашей отечественной культуре, но даже становится востребованной и за рубежом. Константин Маковский много и плодотворно работает в национальной теме. В сфере его творческих интересов – русская история XVII века и её герои. Так, например, грандиозным художественным «проектом» для мастера, над которым он проработал около двадцати лет, становится создание огромной картины (семь на шесть метров!) патриотического характера «Воззвание Кузьмы Минина в нижегородцам». К этому произведению Маковский создал огромное количество подготовительного материала – зарисовки типажей, костюмов, архитектуры XVII столетия… Возможно, акварель «Старик», исполненная в 1880-1890-х годах, как раз и относится к таким зарисовкам. А учитывая интерес к русской старине за границей, становится понятным, что художник мог и распродавать часть своих зарисовок в Европу. Этим может объясняться подпись автора под рисунков, сделанная латиницей.